Уважаемые родители! Скоро ваш малыш пойдет в школу, и мы понимаем и разделяем то волнение, которое испытываете вы и ваш ребенок. Обычно из года в год родители будущих первоклассников задают нам одни и те же вопросы. Мы попытаемся на них ответить и надеемся, что наш многолетний опыт работы в начальной школе окажет вам практическую помощь и поддержит вашего ребенка в период адаптации к долгой и такой интересной школьной жизни.
Как выбрать школу?
Выбор школы зависит от поставленных вами целей. Можно отдать ребенка в общеобразовательную школу, гимназию или частный лицей. В любом случае, хорошо, если школа будет располагаться недалеко от дома — это удобно для всей семьи.
Если вас интересует содержательная сторона учебного процесса, то лучше всего поговорить на эту тему с завучем начальных классов, который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.
Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и индивидуальных особенностях вашего ребенка. Как опытный педагог, он поможет вам подобрать кандидатуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет решать возникающие проблемные вопросы.
Во сколько лет можно привести ребенка в школу?
Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше — семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть с половиной — семь лет у детей складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил.
На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Прежде всего, на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним.
Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом - семьей, классом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он исподволь руководит родственниками, которые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями - они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок.
Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.
Наш ребенок часто болеет, а ему уже 7 лет и пора, идти в школу. Как быть?
В настоящий момент в системе общего образования существует несколько форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Если ребенок имеет хроническое заболевание или является инвалидом, то лечащий врач может рекомендовать родителям таких детей воспользоваться надомной формой обучения. В школе им расскажут, какие документы, кроме заявления, необходимы для того, чтобы ребенок учился на дому.
Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
Вопрос о школьной форме решается в каждом педагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоняется в пользу школьной формы. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети — они теперь первоклассники.
Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате такого обучения у детей складываются представления о речи, звуках и буквах.
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Хорошо, если до школы и в 1 классе - вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен:
— Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членом семьи.
— Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета
— Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
— Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов,
— Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно
— Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
— Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.
— Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
— Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах
— Иметь пространственные представления право лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
— Уметь культурно общаться с другими детьми.
— Слушать старших и выполнять их распоряжения
Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребёнок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.
Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна. Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки. Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, я высота сиденья стула - 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученики стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
Как питаются первоклассники в школе?
Как правило, после второго урока для первоклассников организуются горячие завтраки. Меню утверждается совместно двумя министерствами - здравоохранения и образования, льготные категории детей питаются бесплатно.
Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?
1. Обложки для книг.
2. Обложки для тетрадей
3. Тетради в клетку.
4. Тетради в линейку
5. Веер букв.
6. Веер цифр.
7. Набор геометрических фигур.
8. Счетные папочки.
9. Линейка
10. Ручки (синяя, зеленая, красная).
11. Простые карандаши.
12. Закладки для книг.
13. Цветная бумага
14. Цветной картон
15. Белая бумага
16. Ножницы с тупыми концами.
17. Альбом для рисования или папка для чернения формата А4.
18. Клей.
19. Пластилин, дощечка.
20. Цветные карандаши.
21. Спортивная форма ( — для улицы, — для спортивного зала), спортивная обувь (кроссовки, кеды).
Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость, энурез.
Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?
Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре-декабре - уроки по 35 минут каждый; январь - май - уроки по 45 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня. Это поможет ребенку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка.
Что делают дети на переменах?
Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка.
На переменах допускаются подвижные и настольные игры. Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности, и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
Какая помощь нужна первокласснику по математике?
Не мешайте первокласснику загибать пальчики при счете: таким образом, он пересчитывает элементы множества, в данном случае - своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предметы - карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, чтобы число элементов в каждой группе ребенок обозначал цифрой (знаком на письме) и не путал понятия «число» и «цифра»! Множества можно сравнивать - больше или меньше и уравнивать - добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.
Что такое «продленка»?
Группа продленного дня создается во всех школах и по заявлению родителей, которые хотят, чтобы их ребенок по окончании уроков находился под присмотром опытных педагогов.
В группе продленного дня предусмотрены прогулка, тематические беседы, самоподготовка. Как правило, группа продленного дня работает до 17.30-18.00 часов.
Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Можно ли давать ребенку в школу деньги?
Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.
Нужен ли первокласснику дневник?
Дневник стандартного образца должен заполняться учеником по всей форме, а первокласснику сделать это трудно — он еще не ориентируется в графах и не умеет хорошо писать.. С помощью дневника осуществляется обратная связь с родителями.
Есть ли у детей возможность отдохнуть на уроке?
С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальчиков. Кроме того, учителя начальных классов стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, чтобы переключать внимание школьников. Все это способствует снижению утомления первоклассников на занятии.
Есть ли в 1 классе домашние задания?
Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель, — научиться плавать в ванне еще никому не удавалось.
Можно ли носить в школу мобильный телефон?
Это решение зависит от администрации учебного заведения. Мы рекомендуем носить в школу мобильные телефоны самых простых и недорогих моделей— исключительно как средство связи, а не дорогую игрушку Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.
Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?
Ответственность за здоровье ребёнка вне школы в не учебное время несут его родители. Школа обеспечивает безопасность учащихся во время их пребывания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей “с рук на руки “, по окончанию уроков ли работы группы продлённого дня педагоги отдают детей только их родителям или близким родственникам (только по заявлению родителей).
Мы совершенно ничего не помним о звуках и буквах и боимся запутать ребенка. Как быть?
Буква и цифра – это условные знака, обозначающие звук и число элементов множества. Выучите с ребенком нехитрое правило: ”Звуки мы произносим и слышим, буквы м цифры – видим и пишем”.
Как организовать помощь первокласснику в учёбе?
1. Следите за тем, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и придерживался режима для первоклассника.
2. Не отчаивайтесь, если у ребёнка не сразу получается так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в 1 классе.
3. Научитесь точно ставить перед ребёнком учебную задачу, но не более одной, ведь ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах. Например: “Постарайся плавно соединить слоги в слова”, “Попробуй аккуратно написать новую букву” и т.д.
4. Главным для учебных тренировок является положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, при которой обязательно будет, достигнут качественно новый результат.
5. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, ведь он – личность. Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка предполагает изучение его личных успехов, его личного роста относительно самого себя. Поддержите ребёнка в трудной ситуации словами: “Я уверена, что у тебя всё получится”.
6. Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккуратно вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление грубых ошибок у вашего ребенка при усвоении им основных понятий по учебным предметам.
7. Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.
Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?
Вопрос конфликтов в отношении между людьми самый не простой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребёнку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям.
Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не проясниться. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов “ Я виноват…”.
Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился. Наказать можно за непослушание, лень или небрежность. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание. Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.
Как правильно рассадить детей с нарушениями зрения в группе?
ОТВЕТ
Рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения педагога по следующему принципу:
1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4);
2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6);
3 ряд и далее — дети с хорошей остротой зрения (от 0,6 до 1,0) .
Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.
Что такое окклюзия глаза?
ОТВЕТ
Окклюзия (закрывание одного из глаз) – основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.
Цель окклюзии при амблиопии — заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.
Какова наполняемость специальных групп для детей с амблиопией и косоглазием?
ОТВЕТ
Наполняемость специальных групп для детей с нарушениями зрения определена в статье 268 п.10 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Для детей с амблиопией в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников; для детей с косоглазием в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников.
Кто такой тифлопедагог?
ОТВЕТ
Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения с учётом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.
В соответствии с Учебным планом специального дошкольногоо учреждения для детей с нарушениями зрения проводит коррекционные занятия по “Развитию зрительного восприятия”, “Социально- бытовой ориентировке”, “Пространственной ориентировке и мобильности”, “Развитию познавательной деятельности”, индивидуальную коррекионную работу.
Консультирует родителей и педагогов по вопросам создания специальных условий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, подбору наглядного материала, игровых пособий с учётом патологии зрения, внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.
Что такое амблиопия? Особенности организвции образовательного процесса при амблиопии в условиях специального дошкольного учреждения и дома?
ОТВЕТ
АМБЛИОПИЯ.
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;
— допустимая нагрузка- 10 минут;
— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;
— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок;
— использовать трафареты, контурные изображения.
Что такое артикуляционная гимнастика?
ОТВЕТ
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное включение в образовательный процесс артикуляционной гимнастики или её элементов поможет:
— улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.
Как происходит становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения от 2 до 3 лет?
ОТВЕТ
Становление зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) происходит следующим образом:
2 года — рисует отдельные метки и круговые линии;
— строит башню из 8-9 кубиков.
2 года 2 месяца — находит требуемую картинку в знакомой книге;
— выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?
2 года 4 месяца — среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый;
— раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.
2 года 6 месяцев — складывает разрезную картинку аз двух частей;
2 года 8 месяцев — раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные коробочки;
— подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).
2 года 9 месяцев — показывает названные действия на картинках.
3 года — среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части;
— складывает разрезную картинку из четырех частей;
— рисует точки, прямые и закругленные линии.
Что такое миопия? Особенности организации образовательного процесса при миопии в специальном дошкольном учреждении и дома?
ОТВЕТ
Миопия (близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
— обязательно хорошее освещение;
-нельзя низко наклоняться, беречь спину;
-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);
-необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);
-ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);
-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк;
— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.;
— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;
— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;
— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.
Что такое гиперметропия? Особенности организации образовательного процесса при гиперметропии в специальном дошкольном учреждении и дома?
ОТВЕТ
Гиперметропия (дальнозоркость). Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
— возможны физические нагрузки;
— легче смотреть вдаль;
— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;
— трудно работать в тетради — чаще у доски.
Что такое астигматизм? Особенности организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении и дома?
ОТВЕТ
АСТИГМАТИЗМ. Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.
ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;
— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;
— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.
Что такое косоглазие? Особенности организации образовательного процесса при косоглазии в специальном дошкольном учреждении и дома?
ОТВЕТ
КОСОГЛАЗИЕ (девиация).
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. При косоглазии:
— снижаются зрительные функции,
-отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),
-замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,
— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
-работать на приподнятой поверхности (подставка);
-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;
-при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.
РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
— работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
— т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;
— развивать слуховое внимание.
Что такое нистагм? Особенности организации образовательного процесса при нистагме в специальном дошкольном учреждении и дома?
ОТВЕТ
НИСТАГМ. Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
— т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски;
— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;
-при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;
— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;
-такой ребенок самым первым начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом;
— в учебниках и тетрадях должны быть закладки;
— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
Что такое глаукома? Особенности организации образовательного процесса при глаукоме в специальном дошкольном учреждении и дома?
ОТВЕТ
ГЛАУКОМА. Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
— недопустим резкий эмоциональный всплеск;
недопустимо
— переутомление,
— длительное пребывание в темном помещении,
— резко менять температуру окружающей среды,
— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),
— место ученика в передней половине помещения,
— освещенность рабочей поверхности-500 лк.,
— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),
— допустимая зрительная нагрузка — 10 минут, отдых- 1 минута
( упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),
— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,
— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,
— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,
— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.
Что такое катаракта? Особенности организации образовательного процесса при катаракте в специальном дошкольном учреждении и дома?
ОТВЕТ
КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).
Рекомендации:
— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;
— сидеть в классе во второй половине класса;
— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут;
— отдых) 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий);
— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);
— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.
Как можно провести зрительную гимнастику в домашних условиях?
ОТВЕТ
В домашних условиях можно провести следующие комплексы:
1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо — налево.
2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх- вниз.
3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть ( в быстром темпе).
5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх
( повторить, но в обратном порядке).
6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».
7. Часто поморгать глазами.
8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».
— Подойти к окну,
— Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева ,растущего за окном, на царапину на стекле( можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)
— Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.
Где можно узнать последние новости развития специального образования в Республике Беларусь?
ОТВЕТ
Обращаем внимание, что на сайте www.asabliva.by функционирует asablivый форум, где пользователи сайта имеют возможность обсуждать актуальные темы, анализировать волнующие их события, задавать вопросы и получать на них ответы, а также самим отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. В случае необходимости к специалистам отдела специального образования
Министерства образования Республики Беларусь можно обратиться в рубрике «Обратная связь».
Какие учебные издания используются при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения?
ОТВЕТ
Для использования в образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения используется:
— Программа Выхаванне і навучанне дашкольнікаў з парушэннямі зроку / Н.В. Акуліч, Н.М. Грыгор’ева. – Мінск: НМЦэнтр, 1997.
— Развитие зрительного восприятия Григорьева, Н.М. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения. Минск: Мастацкая літаратура, 2000 г.
При отсутствии в действующих программах для специальных дошкольных учреждений материала к образовательным областям, определяемым учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, рекомендуется использование учебной программы дошкольного образования и учебных наглядных пособий для учреждений дошкольного образования.
Как в домашних условиях сформировать культурно — гигиенических навыки у детей с нарушением зрения?
ОТВЕТ
У детей с нарушением зрения формирование культурно — гигиенических навыков имеет своеобразие. Методической основой их формирования являются совместные действия ребенка и взрослого. Существуют две группы действий:
— Показ
— Выполнение
Показ. Взрослый кладет руки ребенка на свои и медленно выполняет действие. Затем, взрослый берет руки ребенка в свои и вынуждает его выполнять какие-то действия. Для того, чтобы простимулировать активность ребенка, взрослый сознательно замедляет движение своих рук. Ребенок испытывает неудобство и скорее сам стремится закончить действие.